Недобросовестный бывший

unscrupulous-ex

Недобросовестный бывший

Директор является ключевой фигурой предприятия. Как правило, именно у него хранятся уставные документы, оригиналы бухгалтерской и финансовой документации  компании, печати и штампы. На практике не редко случаются ситуации когда после увольнения директор в добровольном порядке отказывается передать документацию предприятия. Возникает вопрос: что делать и какие рычаги воздействия можно применить к нарушителю?

  • Нормативное регулирование

Итак, начнем по порядку. В Законе Украины “Об информации” под информацией подразумеваются любые ведомости и/или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отображены в электронном виде. Документ представляет собой материальный носитель, который содержит информацию, основными функциями которого является ее сохранение и передача во времени и пространстве. Право на информацию созданную в процессе деятельности юридического лица, охраняется в порядке, определенном законом.

Таким образом, документы предприятия, как материальные носители информации, являются его собственностью и должны находиться на предприятии.

Порядок передачи дел при смене руководителя предприятия установлен Правилами работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, утвержденными Приказом Государственного комитета архивов Украины от 16.03.2001 года № 16. В соответствии с Правилами, во время смены руководителя предприятия наличие и состояние документов (дел), которые находятся в делопроизводстве структурных подразделений и в архиве, отображаются отдельным разделом в акте приема-передачи предприятия. Также в акте должно быть указано количество документов, которые находятся в делопроизводстве, и количество дел, которые хранятся в архиве, в том числе количество дел, которые внесены в НАФ.

В Законе Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” сказано, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, реестров и отчетности на протяжении установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник или уполномоченный орган, который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и уставными документами.

Но действующим законодательством не предусмотрено ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение уволенным директором передачи документов своему преемнику.

В связи с этим, защитить нарушенные права можно в судебном порядке.

Статьями 15, 16 Гражданского кодекса Украины предусмотрено право каждого лица на защиту своего гражданского права в случае его нарушения, непризнания или оспаривания.

Статья 387 Гражданского кодекса говорит следующее: собственник (в нашем случае предприятие) имеет право истребовать свое имущество от лица, которое незаконно, без соответствующего правового основания завладело им.

Согласно статье 1212 Гражданского кодекса, лицо, которое приобрело имущество и сохранило его у себя за счет другого лица (потерпевшего) без достаточного правового основания (безосновательно приобретенное имущество), обязано вернуть это имущество. Лицо обязано вернуть имущество и тогда, когда основание, на котором оно было приобретено, вскоре отпало.

Советуем обратить внимание на правовую позицию Верховного Суда Украины в Постановлении по делу № 6-3090 цс15 от 02 марта 2016 года.

  • Что просить у суда?

Истцом по делу выступает юридическое лицо, чье имущество находится бывшего руководителя – физического лица, который, в свою очередь, будет ответчиком. До пустим, мы истребуем документы и печать ООО.

Не забываем заплатить судебный сбор. В исковом заявлении описываем следующие обстоятельства: период полномочий ответчика на посту руководителя, процесс смены директора (со ссылкой на протокол общего собрания участников), подтверждение попыток употребленных мер по отношению к ответчику с целью вернуть документацию (например, претензия).

У суда просим признать незаконным удержание документов и печати у ответчика и истребовать из незаконного владения ответчика документы и печать предприятия, путем их изъятия и передачи новоизбранному руководителю.

  • Не забудьте уведомить ДФС!

Важным моментом является также и уведомление налоговиков о том, что предыдущий Директор удерживает первичную документацию предприятия. Обратите внимание на п. 6.10 Положения №88 от 24.05.1995 г. “О документальном обеспечении записей в  бухгалтерском учете” и п. 44.5 ст. 44 Налогового кодекса Украины. И да, с момента уведомления Фискальной службы о пропаже первичной документации у вас будет  только 90 дней чтобы употребить меры по ее возврату (письменные требование, поданный иск в суд). Законодательно порядок истребования документов у предыдущего руководителя не установлен. Так что, действуйте!

В итоге, если Вам пришлось столкнуться с недобросовестным бывшим директором, который избегает выполнения своего обязательства по передаче документов, а возможности мирного урегулирования ситуации исчерпаны, рекомендуем обращаться в суд с виндикационным иском.

Юрист ЮА “Правосознание”
Марина Ягленко